Анализ [1] [2] [3] [4] [5]
---------------------------------------------------------------
Взаимодействие с органами системы профилактики
Каждый учебный год МОУ «СОШ №1» работает по детально разработанному плану профилактики правонарушений и предупреждению безнадзорности, беспризорности среди учащихся, основными задачами которого является:
- создание благоприятного микроклимата для учащихся школы;
- психолого-педагогическая работа по предупреждению правонарушений;
- коррекционная работа с учащимися девиантного поведения;
- активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
- организация досуга детей и подростков «группы риска» в учебное и каникулярное время.
На протяжении трех лет в школе функционирует психолого-педагогический кабинет, поэтому реализовать на практике эти задачи стало намного легче, учитывая обучение в две смены.
В штатном расписании школы имеются сотрудники: психолог Васина Л.В., социальный педагог Газизова Л.М., учитель ОБЖ Зубкова О.А., руководитель физической культуры Труфанова О.А.. К школе прикреплены
инспектор ПДН Вдовина И.В. и Куприянова И.Н., которые постоянно оказывают помощь школе: контроль за посещаемостью учащихся, беседы с учащимися, стоящими на внутришкольном учете, дежурство во время проведения внеклассных мероприятий, совместное посещение на дому, учащихся пропускающих занятия без уважительных причин.
Совместно с отделом по делам несовершеннолетних ведется следующая работа в данном направлении:
4. Анализ состояния профилактической работы, причины правонарушений среди несовершеннолетних;
5. Заслушивание классных руководителей о работе с «трудными детьми» и неблагополучными семьями (на заседании МО классных руководителей);
6. Привлечение трудных подростков к занятиям в объединениях дополнительного образования (кружках, секциях).
Реализация воспитательных программ школы осуществляется через систему мер нормативно-правового, кадрового, научно и программно-методического обеспечения.
С этой целью в сентябре был проведен педагогический совет, на котором были утверждены планы и программы учебно-воспитательной работы и определены приоритетные направления воспитательной деятельности, одним из пунктов которого является профилактика беспризорности, безнадзорности, правонарушений среди учащихся школы.
С такими учащимися в школе работают специалисты СП «Доверие» и преподаватель-психолог Васина Л.В. Одним из пунктов данной профилактической работы стала диагностическая работа
- изучение детей и составление индивидуальных психолого-педагогических карт на детей;
- наблюдение за адаптацией 1,5, 10 классов;
- выявление причин неадекватного поведения.
На МО классных руководителей в августе-сентябре были проведены занятия по темам:
- утверждены следующие формы работы: тестирование, анкетирование, рейды в неблагополучные семьи, дежурство по школе, коррекционная работа с детьми «группы риска» (сюда мы включили тренинг психолога, организацию свободного времени, специальные формы поощрения и наказания, развитие интересов содействия индивидуальной работе);
Для реализации областной целевой программы «Комплексные меры борьбы с распространением наркомании...» проведены внеурочные мероприятия с обсуждением следующих вопросов:
- Как скажется на вашей жизни, в семье, школе то, что вы начнете употреблять наркотики? Что почувствуют ваши родители, если узнают об этом?
- Как можно продуктивно проводить вечера и выходные без табака, спиртного и наркотиков?
- Какие виды деятельности особенно опасны после употребления алкоголя, наркотических средств и других психоактивных веществ?
- Меры наказания, предусмотренные УПК РФ, за незаконное распространение наркотических веществ. Кроме этого выпущены газеты по данной тематике.
Во всех классах (1-11) проведены беседы по формированию здорового образа жизни, анкетирование по выявлению учащихся «группы риска»:
- выявлены 3 учащихся, не посещающих школу;
- учащиеся, употребляющие наркотики не выявлены;
- отдельные учащиеся употребляют пиво (мы ищем новые формы работы с данной группой школьников).
Свою работу педагогический коллектив осуществляет в тесном взаимодействии с участковыми
инспектором, комиссией по делам несовершеннолетних, комитетом социальной защиты населения, отделом опеки и попечительства, реабилитационным центром «Юность», детской поликлиникой.
За отчетный период ведется постоянный, ежедневный контроль за посещаемостью уроков. В комиссию по делам несовершеннолетних переданы материалы на рассмотрение.
Выявлены и поставлены на внутришкольный учет неблагополучные семьи.
Изучаются внутрисемейные отношения у детей, находящихся под опекой.
При проведении данной работы осуществлены следующие мероприятия:
- рейды в семьи выше указанных групп учащихся совместно с ИДН, классными руководителями, администрацией школы (по итогам выхода составлены акты);
- состоялись встречи с родителями отдельных учащихся нашей школы, проживающих в д. Заречье, Иноземка, Пушкари, по вопросам пропусков занятий их детей без уважительных причин;
- проведены посещения уроков для наблюдения за отношением к учебной деятельности детей «группы риска»;
- проведены заседания совета профилактики по данной тематике.
В августе 2006 года был разработан план совместной работы школы с отделом по делам несовершеннолетних (ПДН) по направлениям:
1. Пропаганда правовых и психолого-педагогических знаний.
Заседания педагогических советов по вопросам воспитания;
27.08.08 г. - утверждение планов работы, участие школы в конкурсе внеклассных мероприятий на патриотическую тему;
17.11.08 г. - адаптация первоклассников; нравственное воспитание учащихся на уроках;
19.03.09 г. - участие в городских мероприятиях. Законность отчисления уч-ся из школы.
Совещание при директоре
26.09.08 г. - питание учащихся; работа по профилактике безнадзорности и преступлений среди несовершеннолетних;
26.10.08 г. - соблюдение техники безопасности во время каникул; 05.11.08 г. - работа с учащимися во время каникул;
22.12.8 г. - работа с учащимися, стоящими на внутришкольном учете
20.02.8 г. - анализ пропусков занятий уч-ся.
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
На протяжении всего учебного года осуществлялось психологическое сопровождение учащихся МОУ «СОШ №1» по основным видам деятельности (диагностика, консультирование, просветительская деятельность, коррекционно-развивающая работа).
Диагностическая деятельность:
1. Адаптация и изучение познавательных способностей первоклассников (СКК);
2. Адаптация учащихся 5-х классов (СКК) к среднему звену;
3. Диагностика личностной межличностной сферы учащихся 4-х классов (СКК);
4. Социометрия в 9 классе и 4-х классах;
5. Склонности и способности 9-й класс;
6. Изучение профессиональных намерений (11 класс);
7. Переход учащихся 4-х классов в среднее звено.
Для диагностики использовался следующий пакет методик:
1. Методика обследования умственного развития ребенка 7-8 лет;
2. Методика изучения свойств внимания - тест Бурдона;
3. Исследование памяти - тест Векслера;
4. Исследование словесно-логического мышления;
5. Тест школьной тревожности Филлипса;
6. Методика «ДДО» Климова Е.А.;
7. Методика «Склонности и способности»;
8. Тест Голланда;
9. Тест Векслера;
10. Тест темперамента по Айзенку.
Консультативная деятельность:
По результатам диагностик были проведены консультации с учащимися, родителями, педагогами. Были даны рекомендации.
Просветительская деятельность:
На протяжении всего года велась просветительская деятельность. Были выступления на родительских собраниях, на педсоветах, классных часах. Особое место занимала тема о вреде наркотиков, табакокурения, алкоголя. Были проведены социологические исследования на эту тему в 6-х, 8-х, 9 и 11 классах. В течение всего года велись коррекционно-развивающие занятия в 4-х классах СКК по развитию познавательной деятельности. Велась работа в школьном консилиуме. В течение года посещала ГО психологов в центре «Доверие».
В течение следующего года планируется продолжить работу по всем направлениям психологической деятельности. Уделять больше внимания учащимся, родителям и педагогам.
Анализ работы с родителями, семьей и общественностью
Вся работа с родителями велась по трем основным блокам:
-повышение уровня психолого-педагогических знаний (родительский лекторий, педсоветы с приглашением родителей, дни открытых дверей);
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные КТД);
- участие родителей в управлении школой (Совет школы, классные и школьные родительские комитеты);
В школе разработана программа «Семейное воспитание», реализация которой направлена на изучение социальной среды развития каждого ребенка.
Подведение итогов
Таким образом, воспитательные цели и задачи, поставленные в 2008-2009 учебном году, были решены удовлетворительно.
Основная проблема, над которой предстоит работать в новом 2009-2010 учебном году: Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатком развития в целях их дальнейшей адаптации
и реабилитации в обществе.
Исходя из этого, воспитательная проблема: создание условий, способствующих коррекции и развитию
личностных качеств уч-ся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального подхода во
внеурочной деятельности.
Развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями средней школы.