Анализ [1] [2] [3] [4] [5]
АНАЛИЗ
учебно-методической и воспитательной работы
в МОУ «СОШ №1»
за 2008-2009 учебный год
Основной проблемой, над которой работала школа в прошедшем учебном году, являлось духовно-нравственное воспитание. В связи с тем, что из 14 классов 10 коррекционных, то социальная адаптация и коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся были основными направлениями в воспитательной работе школы.
При этом решались следующие задачи:
- физическое развитие через систему оздоровительных и медицинских мероприятий;
- пропаганда здорового образа жизни;
- духовно-нравственное воспитание через систему урочной и внеурочной деятельности;
- интеллектуальное развитие детей через систему учебной работы.
В своей деятельности школа руководствуется Уставом школы, положениями, локальными актами и различными инструкциями, а также Законом РФ «Об образовании», Указами президента РФ, решениями Правительства РФ и органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся.
Воспитание школьников, прежде всего, осуществлялось через систему классной внеурочной деятельности. Каждый классный руководитель работает по определенной подпрограмме, которая является частью общей школьной программы нравственного воспитания.
Основной целью воспитательных программ школы является воспитание человека культуры, гражданина.
В реализации цели воспитания приняли активное участие классные руководители, учителя школы, родители, учащиеся.
Приоритетные виды деятельности учащихся: уроки, внеклассные занятия, кружки по интересам, спортивные секции, участие в интеллектуальных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах разного уровня по различным предметам.
Вся система школьного воспитания направлена на разностороннее развитие учащихся, чему способствовали различные воспитательные технологии и методики работы с детьми.
Этому большое внимание уделялось во время работы ШМО классных руководителей.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого в школе воспитательного процесса.
Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
Методическая работа классных руководителей в течение года строилась с учетом проблемы, над которой работала школа: «Формирование знаний, умений и навыков в адаптивной системе бучения», а также с учетом воспитательной задачи школы: «Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся».
В работе классных руководителей выделяются следующие аспекты:
· организация системной работы с коллективом класса;
· взаимодействие с учителями-предметниками;
· активное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
· тесное сотрудничество с семьями учащихся;
· совместная работа с психологом, социальным педагогом, педагогами дополнительного образования, медицинским работником, библиотекарем, старшими вожатыми.
За год было запланировано и проведено пять заседаний. На каждом заседании проводилась методическая учеба учителей, рассматривались актуальные вопросы, обсуждались основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса.
На первом заседании мы утвердили план работы МО на год, планы воспитательной работы школы и классов, были определены задачи на новый учебный год.
Классные руководители ставили перед собой следующие задачи:
1. Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребенка, подростка, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и их развитию совместно с семьей.
2. Изучение склонностей, интересов, сфер дарования ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех.
3. Организация всех видов индивидуальной и групповой деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения.
4. Активная пропаганда здорового образа жизни.
5. Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
6. Организация взаимодействия и сотрудничества всех воспитательных сил.
Каждый классный руководитель имеет свою тему по самообразованию. На методических объединениях
были заслушаны справки по их выполнению.
№ п/п |
ФИО кл. руководителя |
Тема по самообразованию |
1 |
Рябцева Ирина Михайловна |
Особенности нравственного воспитания детей ' младшего школьного возраста. |
2 |
Яковлева Ирина Викторовна |
Формирование здорового образа жизни. |
3 |
Стрельцова Ирина Михайловна |
Духовно-нравственное воспитание детей. |
4 |
Зинченко Наталья Ивановна |
Воспитание культуры поведения. |
5 |
Сержантова Наталья Васильевна |
Роль трудового воспитания в формировании личности младшего школьника. |
6 |
Саитханова Марина Махмудовна |
Изучение эмоционального состояния и системы отношений с учетом возрастных особенностей. |
7 |
Пахомова Людмила Викторовна |
Формирование привычек здорового образа жизни |
8 |
Корнилова Мария Ивановна |
Воспитание нравственности у учащихся. |
9 |
Газизова Любовь Михайловна |
Изучение межличностных отношений с учетом возрастных особенностей. |
10 |
Глазырь Татьяна Семеновна |
Воспитание нравственности у учащихся. |
11 |
Труфанова Ольга Алексеевна |
Формирование здорового образа жизни. |
12 |
Денисова Ирина Алексеевна |
Профилактика вредных зависимостей у детей в среднем школьном и старшем подростковом возрасте. |
13 |
Зубкова Оксана Алексеевна |
Воспитание культуры поведения учащихся. |
Все классные руководители стремятся повысить свой уровень педагогического мастерства путем самообразования, обменом опыта, стараются поддерживать тесную связь с учителями-предметниками, осуществлять преемственность.
На заседаниях затрагивались вопросы патриотического воспитания, профилактики наркозависимости и суицида. Большое внимание в этом учебном году уделялось духовно-нравственному воспитанию учащихся. В течение года были заслушаны доклады на следующие темы:
«Первоклассник в адаптационный период»;
«Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе»;
«Дидактическая игра как средство обучения и воспитания»;
«Пропаганда здорового образа жизни» ;
«Профилактика право нарушений»;
«Профилактика несчастных случаев и суицида среди детей»;
«Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников».
В каждом классном коллективе проводились внеклассные мероприятия, классные часы. На заседаниях МО некоторые мероприятия анализировались:
«Прощание с Азбукой»;
«Новогодний карнавал»;
«Праздник будущих защитников Отечества»;
«Праздник мам, бабушек, сестер»;
«День Победы».
Каждый классный руководитель старается направлять учащихся и во внешкольную деятельность: посещение выставок, музеев, праздников. Ученики школы участвуют в конкурсах рисунков, спортивных мероприятиях, конкурсе «Юный пожарный», «Зарница». На заседаниях ШМО знакомились с новинками методической литературы, со статьями журнала «Классный руководитель», «Воспитание школьника», нормативными документами. Изучали и обобщали опыт каждого учителя. Наиболее ценные находки из опыта работы всех учителей старались использовать в своей работе. Большое внимание "уделялось работе над проблемами экологии и краеведения.
Нетрадиционные формы организации работы - круглый стол, творческие отчеты, семинары, творческие лаборатории способствуют накоплению опыта, прививают интерес к проведению новых форм ведения занятий, помогают повышать качество знаний, умений и навыков.
На последнем заседании МО было единогласно решено, что нами проделана большая работа, направленная на достижение поставленных целей. Все это позволяет считать работу классных руководителей МОУ «СОШ №1» удовлетворительной.
***************************************************************************Далее