Страницы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Воспоминания выпускников и о выпускниках
По материалам районной газеты "Заря"
По материалам районной газеты "Заря"
Материалы предоставлены бывшим директором краеведческого музея,
ныне исполнительным директором ЗАО "Имидж" Натальей Самойловой
ныне исполнительным директором ЗАО "Имидж" Натальей Самойловой
Наш дружный класс
Как быстро идут годы, и никогда не думала, что в жизни мне придется отмечать 100-летие своей любимой школы. Очень много было написано в газете бывшими учениками довоенных лет о хороших, добрых делах, проделанных коллективами работников 1-й образцовой школы.
Мы гордимся своей школой и хотели бы всегда видеть ее образцовой. Много писали о кружковой работе. Да, во время нашей учебы очень много было кружков по всем предметам, да еще драматический, который вела учитель географии Екатерина Марковна Плахова. Готовили серьезные пьесы: «Любовь Яровая», «Платон Кречет» и другие, танцевальный вела Ольга Григорьевна Колпакова, физкультурный - под руководством преподавателя физкультуры Серафима Дмитриевича Соловьева и много других, о которых ученики-ветераны уже писали.
Очень интересно проходили вечера в школе. Надо отметить то, что учителя все свои силы и энергию отдавали воспитанию своих учеников, не считались со временем, а получали они зарплату только за учебную нагрузку, то есть, за количество часов. Насколько они были энтузиастами своей работы! Беря пример с них, может быть, много учеников школы работали и работают учителями. До нас ведь школа была с педагогическим уклоном.
Я училась и окончила ее в 40-м году. Мальчики ушли сразу в армию, а мы разъехались на дальнейшую учебу, кто куда. Класс, в котором я училась, был очень дружный, мы целыми днями были вместе и на учебе, и на общественной работе, и на отдыхе. Любимым отдыхом у нас было катание на лыжах. После уроков всем классом становились на лыжи и в нашу любимую рощу выезжали. Остановимся и слушаем нашу подружку Пушкареву Наталью Никитичну, которая хорошо пела. Надо отметить, что дружба в нашем классе была не случайной, ее привила нам наша любимая пионервожатая Маруся Логашова (ныне - Мария Ивановна Абрамова). Она была для нас второй матерью. Мы могли с ней делиться всем, она помогала нам во всем: и в горе, и в радости. Это человек большой души и даже сейчас не теряет связь со своими пионерами. Горжусь своей бывшей пионервожатой.
Я 36 лет работала учителем математики в школе № 3 (бывшей) и ушла на пенсию из школы № 9 и знаю, какую роль играли пионервожатые в школе. Когда мы окончили школу, то решили через каждые пять лет встречаться и это слово сдержали. Первая встреча была в 1945-м году, где мы многих наших мальчиков не досчитались. Это Толстяков, Круглянский, Сазонов и ряд других. После мы встречались через каждые 5 лет и последняя встреча была в 1990-м году. Мы отпраздновали 50-летие окончания школы, где нас было 11 человек, приезжали со всего Союза в Ефремов. 55-летие уже некому было отмечать, в Ефремове нас осталось трое, еще трое оказались за границей, а остальные умерли.
Мы благодарны Марине Ивановне Золотухиной, которая разыскала нас, ветеранов-учеников довоенного времени, а также благодарны редакции. Желаю коллективу работников школы № 1 плодотворной работы и поменять вывеску на прежнюю - «Образцовая школа № 1».
Выпускница 1940 года Антонина Ивановна Вьюкова (Соловьева) "Заря", 7 февраля 1997, №18
Незабываемые годы
Мне 73 года. Я - участник Великой Отечественной войны. Мы водружали знамя над Рейхстагом, были на параде в Берлине.
Я учился в школе № 5 на улице Ленина в 7-м классе. В 1936-м году нас перевели в школу № 1, и я там проучился 8-9 классы. В то время директором был Кувалдин. Он уважал всех. Потом я учился в Тульском училище. Кувалдин написал письмо, что я учился 1-й школе. Сейчас это письмо находится в музее завода СК.
Школа произвела на меня большое впечатление. Это самая образцовая школа. У нас были очень хорошие учителя. Они были нашими вторыми мамами и папами! Они нам столько дали знаний! На фронте мы защищали и наших учителей.
В 17 лет меня, Сережу Иванова, Кольку Косарева призвали в армию. Мы поехали в Тулу. Сначала нас хотели направить в разведку. У меня папа был на фронте. 3 сестры и мама, поэтому меня не взяли. Моих друзей, которые хорошо знали немецкий язык, призвали. В феврале 1943 года нам не дали закончить Тульское училище. Генерал-майор Фролов направил нас на Брянский и Старорусский фронт. Я попал на Старорусский фронт. 18 августа 1943 года я впервые познал, что такое война. Мы попали в минометную батарею на реке Лава. Воевали с Власовской армией. Она была врагом. Было наступление. Нас объединили в 150-ю дивизию, которая участвовала во взятии и водружении знамени над Рейхстагом.
После окончания войны работал в Германии. Когда мне было 28 лет, я поступил в химтехникум. В институт я не старался попасть. На завод я пришел только на второй год, поэтому 2-й курс был вечерним. Я был аппаратчиком 7-го разряда. В 55 лет ушел на пенсию. Я - инвалид 2-й группы, у меня две дочки. Сейчас живу с младшей и с 4-летним внуком.
Мое пожелание: не позорьте свою школу, дружите, помогайте друг другу.
Воспоминания Николая Васильевича Тинькова записала ученица 8а класса Катя Скоробогатова.
"Заря", 7 февраля 1997, №18
Наш учитель
Данилина Анна Михайловна работала в СШ-1 с 1955-го по 1977-й (22 года). Была учителем начальных классов. Руководила секцией учителей начальных классов. Первая начинала работать по методу Занкова. Работала организатором по внеклассной и внешкольной работе, В 1977-м году ее перевели на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в СШ-6.
В 1985-м ушла на пенсию, но до сих пор продолжает работать в СШ-8. Общий стаж работы 49 лет.
Анна Михайловна была делегатом 2-го, 3-го и 4-го областных съездов учителей, а в 1968-м году от учителей района и города - Делегат Всесоюзного съезда учителей. Выпускники ее хорошо окончили школу, институты и продолжают работать. Это Хорин Игорь - заведующий стоматологическим отделением городской больницы, Митлева Елена - преподаватель СШ-8, Лисовая Марина работает врачом в Москве, Горшкова Елена - преподаватель в Туле, педагог Клебанов Игорь – в Курске, Канальцев Сергей - инженер в Новомосковске, Глухова И, Шаховцева Ольга, Кашинская Наташа, Лобанова Елена, Прокофьев Слава и многие другие, как говорится, «вышли в люди» и с благодарностью вспоминают свою любимую учительницу.
Ученики. "Заря", 24 января 1997 года, № 10
«Школьные годы чудесные!»
В средней школе № 1 я учусь уже десятый год. Не только привык, но и люблю ее всей душой.
Нашей школе вековой юбилей, а мне вспоминается солнечный день золотой осени, когда мама за ручку привела меня в первый класс. Невольно в голове звучит лирическая мелодия: «В первый погожий сентябрьский денек робко входил я под школьные своды. Первый учитель и первый звонок - так начинаются школьные годы». Я хорошо помню свою первую учительницу Зеленову Ольгу Ивановну, доброго, чуткого педагога.
Навсегда останется в памяти и Горшкова Антонина Васильевна, человек с большим сердцем. Не все шло гладко, но она научила нас уважать свою школу, класс, окружающих. Дала хорошие знания по русскому языку и литературе, которые мне очень пригодились в 10-11 классе.
Когда я уйду из школы, а это случится очень скоро, я никогда не забуду своих учителей, свою добрую школу, где провел лучшие годы своей жизни.
Ю. НЕЧАЕВ, ученик 11 классa "Заря", 25 января 1997 года, №11
Самородок
Сколько их отшлифовала наша школа! У каждого выпускника своя судьба, своя дорога, своя высота, свои грани таланта. Нескольких газет не хватило бы рассказать только о тех, кого знаю я. И дело не в должностях и званиях. Владимир Рыжиков, например, всю жизнь работал слесарем на заводе СК, а в свободное время своими руками делал чудные гавайские гитары и электронные инструменты с дивным звучанием: он выступал на сцене. А без Вячеслава Пантелеева я не знаю, как бы работала ЦЗЛ опять же завода СК. Он починит, исправит, улучшит все: и сложнейший аналитический прибор, и электронную счетную машинку, и телевизор, отремонтирует и настроит любой музыкальный инструмент, и... спросите у сотрудников лаборатории, что он не может, сколько по их просьбе производственных и бытовых просьб он выполняет в течение суток? Просьб, для выполнения которых нужны его золотые руки и светлая голова.
Но с детства есть у Вячеслава Алексеевича еще «одна, но пламенная страсть». С младших лет он играл на домре в струнном оркестре под руководством тогда еще юного Василия Михайловича Лаврухина. Дальше - больше. Стал учиться у Лаврухина игре на аккордеоне. Мать вскоре сумела этот инструмент купить, и через некоторое время он уже был на равных с учителем, а потом и превзошел его. Играл в эстрадном ансамбле на контрабасе. Аккомпанировал в клубе на концертах. А когда заочно закончил в Москве четырехгодичный музыкальный университет имени Крупской, то у Вячеслава прорезался еще один талант: дирижерско-композиторский.
В некогда знаменитых заводских смотрах художественной самодеятельности женская вокальная группа ЦЗЛ покоряла и зрителей, и жюри исполнением а'капелла прекрасных песен. И готовил, и дирижировал группой, конечно, Пантелеев. Пели цэзеэловцы и произведений своего дирижера. Кстати, и к юбилею родной школы Вячеслав Алексеевич написал песню. Я перечислил только несколько граней его таланта.
Вот каких самородков давала, дает и, я уверен, будет давать «на гора» наша школа.
Е. САФРОНОВ, бывший ученик первой школы. "Заря", 24 января 1997 года, № 10
ОБРАЩЕНИЕ
к учителям и выпускникам средней школы № 1
Выражаю искреннюю признательность педколлективу родной школы за полученные мною знания, приглашаю нынешних выпускников на учебу в Московский государственный агроинженерный университет имени Ю. П. Горячкина, где я тружусь вот уже пятое десятилетие.
Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, доктор технических наук, профессор Н. Ф. ТЕЛЬНОВ. «Заря», 25 января 1997 года, №11
Ученый, педагог, воспитатель
Н. Ф. Тельнов родился 19 декабря 1923 года в деревне Чаплино Ефремовского района Тульской области. С ранних лет испытал он на себе нелегкий крестьянский труд, определивший его дальнейшую судьбу - работать на благо тружеников села.
После двух курсов техникума совсем юношей уходит на фронт. От Орловско-Курской дуги до Эльбы с катушкой связиста за плечами прошел он военными дорогами ВОВ. Три боевых ордена, медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы» и многие другие свидетельствуют о его ратных подвигах.
После войны Н. Ф. Тельнов экстерном сдает экзамен на аттестат зрелости, затем поступает на факультет механизации сельского хозяйства МИМЭСХа, который заканчивает с красным дипломом.
Ученый Совет института единодушно рекомендует его в аспирантуру. С присущей ему энергией, тактом, любовью к людям отдает все знания, умения студентам. По его твердому убеждению выпускники должны быть не только квалифицированными, но и высокоинтеллектуальными людьми, носителями высокой культуры на селе.
За время своей работы в институте Н. Ф. Тельнов подготовил большую группу научных кадров: семь его учеников стали докторами наук, профессорами, свыше тридцати - кандидатами наук. Почти 10 тыс. инженеров-выпускников института с благодарностью вспоминают его, как прекрасного педагога, воспитателя, большого ученого. Заведуя длительное время кафедрой «Ремонт машин», Н. Ф. Тельнов целеустремленно ориентировал ее коллектив на широкое использование в преподавании теории надежности машин. И вовсе не случайно кафедра стала называться «Ремонт и надежность машин».
Им создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория, которой руководит более 20 лет. Труды Николая Федоровича известны не только в России и странах СНГ, но и в Болгарии, Чехии, Словакии, Польше, Германии.
В его творческом активе около 250 научных и научно-методических разработок, в том числе 11 книг. Научная и педагогическая деятельность Н. Ф. Тельнова заслуженно отмечена орденом Трудового Красного Знамени, двумя медалями «За трудовую доблесть». Семь медалей ВДНХ свидетельствуют об эффективности научных разработок. Он - обладатель редкой награды - юбилейной медали «50 лет высшей аттестационной комиссии». В аттестационной комиссии Николай Федорович проработал 15 лет. Всю жизнь он старался по его собственному выражению держать планку «высоко», и это ему вполне удалось.
В. БАГРЯНЦЕВА, зам. директора СШ №1. "Заря", 5 февраля, 1997 года, №17
Далее