Страницы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Воспоминания выпускников и о выпускниках
По материалам районной газеты "Заря"
По материалам районной газеты "Заря"
Материалы предоставлены бывшим директором краеведческого музея,
ныне исполнительным директором ЗАО "Имидж" Натальей Самойловой
ныне исполнительным директором ЗАО "Имидж" Натальей Самойловой
Давно, друзья веселые, простились мы со школою…
1954-м году на незабываемом выпускном школьном вечере получили мы свой аттестат зрелости, подписанный директором школы № 1 Петровым Михаилом Мефодьевичем, первым директором после И. Д. Кувалдина.
С благодарностью и теплотой в сердце вспоминаю все 10 лет школьных своих учителей. Мы пришли в первый класс 1 сентября 1944 года. Мама сама сшила мне платье из наволочки, перекрасив ее в черный цвет, и небольшую сумку. Трудно было всем, голодно и холодно. Помню, как нам давали после первого урока горячий чай с тоненьким кусочком хлеба и две подушечки-конфетки. Как мы ждали этого, как мы отогревали руки возле круглой печки в классах на переменах, Хорошо помню и вижу первую нашу учительницу Александру Павловну Сахарову. С накинутым на плечи серым платком, пожилую, добрую, мудрую. 4 года учились мы у нее, привыкли к ней, как к матери.
В четвертом классе сдали экзамены по русскому и по математике и перешли в 5-й класс, в руки Рудневой Галины Ивановны. Она вела у нас русский язык и литературу и была классным руководителем. Какая же она была добрая, внимательная! Понимала нас, никогда на нас не кричала, и как мы старались, любили ее и ее Очень боялись Веру Сергеевну Глаголеву - учительницу по математике и Екатерину Марковну Плахову - учительницу географии. Дисциплина у них на уроках была идеальная. Любили мы все уроки истории Шатиловой Ольги Николаевны. В одном классе с нами учился ее сын Володя Страхов. Как-то светло и радостно было на ее уроках. Все мы обожали уроки физкультуры у Григорьева Евгения Максимовича, которые проходили в спортзале под музыку, уроки рисовании и черчения у Зубрилина Николая Ивановича. После освоения чертежного шрифта у многих улучшался почерк, становился ровнее и четче. Да и сам Зубрилин выглядел всегда аккуратным, подтянутым, симпатичным.
Начиная с 4-го класса, мы ежегодно сдавали экзамены по многим предметам. Помню, что в 7-м классе мы сдавали экзамен по Конституции СССР. Учила я добросовестно и в году, и к экзаменам, а на экзамене тянула два билета и еле на «3» вытянула. В 9-м классе нам предложили заново сдать экзамен по Конституции, у кого были «3», подготовившись по учебнику за 7-й класс. И мы удивились, каким легким нам показался этот предмет, и мы успешно отвечали на вопросы учителей. Что значит - повзрослели, поумнели, кругозор и речь расширились, улучшились.
С особенной благодарностью вспоминаю учительницу математики Спульник Марию Прокофьевну. Она взяла нас в 8-м классе и вела три года. С первых своих уроков она называла нас по имени-отчеству, а не по фамилиям. Всех нас это очень смущало сначала, а потом дисциплинировало. Математика, алгебра, геометрия, тригонометрия стали для большинства из нас любимым предметом. Мы постоянно на уроках все были заняты решениями, дома старались. Прийти к ней на урок с невыполненным домашним заданием было невыносимо стыдно. Она никогда нас не оскорбляла, а чаще шутила.
Любили мы уроки истории у Нины Ивановны Королевой. Мы все очень красочно вели тетради исторических дат и событий. Было всегда интересно. Поэтому в институте у меня с историей никогда не было проблем. Свет и добро, которые несли нам учителя, зарядили и нас этим светом на долгие годы.
Еще помню, как почти на всех уроках были у нас студенты-практиканты, т. к. в Ефремове в это время был учительский институт.
Начиная с 8-го, нас было три класса; 8 «А», 8 «Б», 8 «В», И так до выпуска. Наш 8«А» был сильный класс по успеваемости. Но самым лучшим учеником был Фетисов Юрий (брат Фетисовой Людмилы - артистки, так рано ушедшей из жизни). Он такой был живой, деятельный, всегда блистал на уроках математики, физики, химии и по многим другим предметам. Он дружил со Страховым Володей, с братьями Фонаревыми, Валентином и Вячеславом. Айрапетян Лия, Сусекова Люся и другие были также лучшими ученицами класса. Белокурая, симпатичная Манфановская Женя с белыми косичками (тогда до самого выпуска у всех были косички) стала поэтессой и имела свои сборники стихов. Мои дорогие школьные подруги - Семина Тамара (теперь она Жукова Тамара Ивановна, отличная учительница начальных классов в СШ-10), Денисова Муся, Попова Валя и другие стали хорошими специалистами. В параллельных с нашим «А» классом учились Тинькова Зоя (сейчас она - Еременко Зоя Ивановна, редактор Ефремовского радио), Лаврухин Василий; Григорьева Валентина (ныне - зав. библиотекой в Доме учителя), Курасова Шура (замечательный врач-терапевт).
Хочу особо рассказать о Лаврухине Василии Михайловиче. Мы с ним не только учились в параллельных классах, но и жили в одном доме. Он с детства всегда играл на аккордеоне на всех школьных вечерах и на занятиях бального танца, которые вела в школе Колпакова Ольга Григорьевна - статная, красивая, очаровательная женщина. Он также всегда выступал в клубе СК. После окончания школы стал бессменным руководителем джаза, ВИА в клубе СК.
После школы я окончила педагогический институт. Стала учительницей, 30 лет проработала в СШ-8, ныне - на пенсии, Моим ориентиром в работе с детьми всегда были мои любимые учителя. Спасибо им всем за то разумное, доброе, вечное! Мы это тоже пронесли в своей жизни и передали нашим детям и внукам.
1997-й год становится юбилейным годом не только для нашей первой школы, но и для нас, выпускников 1954 года, родившихся в 1937-м году. Поздравляю моих ровесников не только с юбилеем школы, но и с юбилеем наших прожитых лет! Так и хочется вспомнить один из пионерских девизов: «Нам никогда не будет 60, а лишь четыре раза по 15». С юбилеем в 60!
От души поздравляю всех учителей, работающих сейчас в школе, со 100-летним юбилеем! Вам, конечно, много сил пришлось вложить в подготовку к этому юбилею. Будьте здоровы и счастливы, великие труженики!
Т. К. КОВЫЛИНА (ДОНУШКИНА), выпускница школы № 1. «Заря», 24 января 1997, №10
Дар вечной жизни
1968 год... 27 лет, а кажется - прошла целая вечность. Выросла я, вошла во взрослую жизнь, пошли в школу мои дети. Но кто и как отметит трудный, мучительный и невероятно важный для общества рост учителя, который начинал учить меня даже гораздо моложе, чем сейчас я сама? Да и как это увидеть? Учитель не делает карьеру. Он приходит в школу учителем и хоронят его учителем, разве что прибавляя слово «пенсионер». Он - артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он - врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же взять силы для каждого вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела, только в поддержке всего общества, в уважении этого общества к нему, к учителю. Будни захлестывают его - планы, журнал, отметки, родители, комиссия, директор, инспектор... А ему надо все это оставить у порога в класс и войти к детям с возвышенной настроенной душой.
Мне очень повезло, что в моей школе был именно такой коллектив учителей, который возглавлял всегда, казалось, не столько «важный и большой», но душевный человек, Алексей Николаевич Шевченко.
С замиранием сердца вспоминаю я свой первый день знаний, когда моя мамочка - мой самый строгий учитель Р. П. Павлова - привела меня в школу и вложила мою маленькую ладошку в руку первой и незабываемой учительнице, Полине Васильевне Чекаревой. Четыре года согревала она нас своей любовью, лелеяла, растила. Но время летит. Второй шаг во взрослую жизнь помогла сделать наш бессменный, все знающий классный руководитель Мария Ивановна Корнилова. Уроки математики Зинаида Петровна Шустова проводила так, чтобы мы не только поняли формулы, функции, но еще больше ей нужно было, чтобы, выучив все, что положено, мы стали людьми.
Русский язык, литература - это самое главное наше богатство. Антонина Васильевна Горшкова одним своим появлением перед нами, учениками, тембром голоса, культурой речи, одухотворенным взглядом уводила нас в далекие дали, где мы мечтали, а возвращение на землю было очень трудным...
В древнем Китае говорили: «Самое трудное в учении - научиться по-настоящему почитать учителя». Екатерина Александровна Родичкина как раз тот человек, учитель, которого «почитали» все. Она умела увлечь, зажечь и умела заставить выучить физику. Плох тот человек, кто не любит, не знает свою Родину и ее прошлое, не знает страны и материки, Со всей ответственностью могу сказать, дорогие Мария Андреевна Калинина, Эльвира Алексеевна Тарасова, Галина Анатольевна Михайлова, краснеть вам не придется! История и география - выучены! Химия - наука, изучающая вещества и их превращения. Сколько было сделано разных «превращений» с милыми сердцу Евгенией Матвеевной Ковешниковой и Лилией Станиславовной Смирновой! Сколько каверз и ни одного упрека! Тамара Леонтьевна Горохова рассказывала о деталях анатомии беспозвоночных, а мы ей отвечали детской наивностью.
Не всегда серьезно относилась к изучению иностранных языков, которые так усердно внушала нам Людмила Степановна Семенова. А сейчас я ей очень признательна за все. Культуру здоровья прививал нам Александр Лаврентьевич Федосеев. Александра Николаевна Косарева учила нас, девочек, обслуживающему труду, так пригодившемуся в жизни. Запомнились мне такие слова Александра Македонского: на вопрос: «Почему ты уважаешь своего учителя больше, чем родного отца?» он ответил: «Отец подарил мне жизнь преходящую, а учитель - вечную».
Людмила ПАВЛОВА, педагог, выпускница 1978 года 'Заря", 5 февраля 1997г., №17
Альма-матер
Здравствуйте, дорогие мои земляки, коллектив учителей Ефремовской средней школы № 1.
Я, Казанская Ирина Константиновна, выпускница 1950 года, поздравляю всех со 100-летним юбилеем нашей родной школы, желаю всем здоровья и сил, чтобы хотелось жить и работать на благо народного образования нашей дорогой Отчизны. А как она дорога, понимаешь только тогда, когда оказываешься далеко за ее пределами. Вот сейчас я живу в Киеве, красивом и зеленом городе, но теперь оказавшемся в другом государстве, а с ним вместе и я.
Здесь, в 1958 году, я поступила на работу в старинную учебную библиотеку Киевского политехнического института библиотекарем учебного отдела. Прошли тридцать трудных лет, за это время нам построили отдельное здание библиотеки и вот я уже ушла на пенсию с должности заведующей самым большим отделом научно-технической литературы. Ответственность за свою работу, за поведение в повседневной жизни, за свои слова, за преданность дружбе - воспитали и привили нам в нашей далекой юности учителя родной школы № 1. Теперь я показываю свои четыре медали «За доблестный труд» своим внукам и они понимают, что в моей школе не будут краснеть за одного из своих выпускников.
Первыми моими учительницами были Пушкарева Анна Ивановна и Веселкина Людмила Александровна. И в дальнейшем мне очень посчастливилось учиться у таких высокообразованных и уважаемых преподавателей, как Иван Дмитриевич Кувалдин, Мария Прокофьевна Спульник. Антонина Васильевна Ткачева, учитель биологии, водила нас в весеннюю рощу к большому старому дубу на кладбище и учила нас бережно обращаться с природой, без надобности не ломать живой ветки и прививала любовь к животным, братьям нашим меньшим. В холодную послевоенную школу, где нельзя было снять пальто, на уроки немецкого языка приходила Ольга Васильевна Баженова. Ей было очень трудно - немецкий мы учить не хотели принципиально. И она терпеливо объясняла нам, что народ Германии не виноват в том, что правящая партия Гитлера развязала страшную войну, что мы должны учить немецкий - язык Гете, Шиллера, Лессинга, читала наизусть их стихи и рассказывала о выдающихся ученых Германии и их огромном вкладе в мировую науку. Особое место занимала у всех нас в сердце Соломина Лидия Евгеньевна. Этот человек высочайшей культуры вела у нас уроки русской словесности. Всегда опрятно одетая, в белоснежной блузке и скромном черном костюме, она была для нас образцом поведения в обществе. Уроки литературы были самыми интересными и желанными. А какие диспуты проводила она у нас в классе!!! Мы сравнивали образы Анны Карениной и Наташи Ростовой, выясняли, кому больше и за какие - достоинства - качества нравятся те или иные литературные герои. Мы не боялись высказать несогласие с общепринятыми «истинами». Лидия Евгеньевна учила нас мыслить и оценивать социальные явления самостоятельно, без постороннего влияния. В те грозные времена она не боялась сказать, что очень сожалеет о разрушенных храмах, как о памятниках зодчества нашего народа. Много рассказывала нам о запрещенном тогда Иване Бунине и о том, что придет время, когда он займет свое почетное место в русской литературе.
Недаром выпускники нашей школы без особого труда поступали в ВУЗы Москвы, Ленинграда, Одессы, Тулы и многих других городов. Так, мои соученики - Арапова Валя и Ордынец Валерий были зачислены в Московский энергетический институт сразу же после двух экзаменов по физике и математике. Я не была отличницей нашей школы, можно сказать, более чем скромная ученица, но в Московском библиотечном институте с 1-го курса после зимней сессии получала повышенную стипендию за успехи в учебе.
Я очень горжусь тем, что с 1937 года воспитывалась в семье учителя черчения Николая Григорьевича Прохорова - умного и честного очевидца того времени. Он был одарен писательским талантом – очень часто в ефремовских газетах печатались его заметки на разные темы. Он очень хорошо рисовал и учил этому искусству всех желающих без всякой для себя выгоды - только потому, что считал эту работу своим гражданским долгом. Его сорокалетний учительский труд был высоко оценен правительством - в 1951 году его наградили орденом Ленина.
Недавно я приезжала в Ефремов, чтобы посетить свой родной город и навести порядок на его могиле и могиле его жены, тоже учительницы, моей тетки Ольги Алексеевны Казанской. Была очень рада увидеть в нашем историческом музее документы об ее образовании и ее фотографию 1914 года. Именно она научила меня видеть и ценить красоту всего окружающего нас: цветов, деревьев, неба и поля. Она научила меня нотной грамоте - тогда в Ефремове еще не было музыкальной школы, которая сейчас построена там, где был дом моего деда - Казанского Алексея Алексеевича, с большим садом и антоновскими яблоками в густой высокой траве. Аромат их запомнился на всю жизнь.
Несколько слов хочется написать о моей матери. Ольгу Григорьевну Колпакову знали многие в городе, она работала в клубе завода СК-3 всю свою жизнь - вела группу хореографии. Танцам она училась у Трухачевой - в молодости богатой балерины, которая жила в своем большом доме, в конце ул. Свердлова, почти возле пруда. Его сейчас нет. Она, из любви к искусству, учила детей танцам и хорошим манерам. А так как дом моей бабушки, Колпаковой Елены Алексеевны, был почти рядом с домом Трухачевых, то мама еще девочкой часто приходила посмотреть на эти занятия и потом и сама стала их посещать. В 20-х годах Трухачева была вынуждена уехать, кажется, в Америку.
Ольга Григорьевна много сил и любви отдавала художественной самодеятельности школ нашего города. Она очень любила свою работу. 22 июня 1941 года сообщение о начале войны застало ее как раз на уроке бальных танцев в спортивном зале нашей школы. В войну, в доме Казанских, где я жила вдвоем с мамой, был штаб Брянского фронта. Тогда это держалось в большой тайне. Мне было 10 лет и я видела много известных военных начальников, генералов, которые съезжались в наш дом на военные советы: Рокоссовский, Корзун, Бирюзов, Новик, впоследствии похороненный в Ефремове, тогда полковник - Степан Федорович Петровский - начальник штаба. Дольше всех в доме жил генерал-полковник Батов Павел Иванович. У меня и сейчас сохраняется его большая фотография с его подписью, подаренная мне на память за работу в госпитале (мы разносили раненым еду, мыли посуду, писали письма).
Никто не мог приходить в дом без пропуска, а пропуск имела одна мамина подруга - провизор нашей аптеки Уварова Зинаида Тимофеевна. Мне запомнились карты Тульской и Орловской областей, которые висели на стенах и множество телефонов. Наши ефремовские сограждане часто видели машины и военных около нашего дома и маме иногда приходилось выслушивать нелестные о себе слухи, и тогда приходилось жить по поговорке: «Пренебреги клеветой и она зачахнет». О этих военных временах часто писали в газетах. Одну из заметок я оставила в историческом музее в свой последний приезд. Время все рассудило и поставило на свои места. В литературном музее мне было очень приятно увидеть мамин портрет времен ее молодости, который нарисовал брат И.А.Бунина - Евгений Алексеевич. Он же рисовал портрет моего деда - Казанского Ал. Ал., который, к сожалению, пропал из дома во время оккупации. Подробности о связи семей Казанских, Колпаковых и Е. А. Бунина, если вас заинтересует, можете узнать у научного сотрудника литературного музея - Марии Вячеславовны Козеевой - Фаустовой. В подарок городу и музею я привезла французский словарь, когда-то подаренный Е. А. Буниным моей тетке Ольге Алексеевне Казанской –Прохоровой. Он долго хранился в их домашней библиотеке.
Побывала я 28 августа 1996 года и во дворе нашей школы - моей альма-матер. Сейчас очень жалею, что не зашла в помещение моего 10-го класса. Еще раз поздравляю вас всех с 100-летним юбилеем и уверена, что и теперешнее учительство школы не уронит прежнего достоинства кашей первой образцовой школы!
И. КАЗАНСКАЯ (ТЕЛЕЖИНСКАЯ), Г. Киев 'Заря", 5 февраля 1997г., №17
Далее