Время стирает из памяти события и лица. Кажется, только вчера ты сидел за школьной партой, беззаботно проводил время в кругу одноклассников, переживал, или не очень за отметки и с интересом разглядывал учителей, а может, считал ворон за окном. Твои воспоминания сотрутся, но оттого учительский труд не потеряет своей значимости. Год от года педагоги берут под свое крыло новых «птенцов», обучая их полету мыслей и чувств, и объясняя, как правильно приземляться на землю… Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» в ефремовском комитете по образованию прошел под громкие овации зрительного зала – учителей из районных и городских школ. Все аплодисменты были адресованы пяти участникам второго очного тура конкурса, которые с волнением ожидали своего выступления.
После представления жюри, которое возглавила председатель комитета по образованию Л. Д. Пушкарева, прошла жеребьевка. Следует отметить, что в заочном туре конкурса приняли участие 16 педагогов из сельских и городских школ. Учителя должны были представить эссе по теме «Моя педагогическая философия», видеоматериал и план урока. Итак, познакомимся с финалистами поближе…
Объяснение на пальцах
Первой представила свою визитную карточку учитель технологии, преподаватель-организатор ОБЖ в школе № 8 В. М. Ханина. Девятнадцатилетний педагогический стаж, золотые руки и увлечение стариной помогают Вере Михайловне превращать обычный урок технологии в настоящий мастер-класс.
Вместе со своими учениками она воссоздает старинное мастерство плетения из пряжи, причем делает это без спиц и прочей вязальной атрибутики. Набрасывая на пальцы шерстяные нитки в определенном порядке, она создает ажурную красоту, которая позже может воплотиться в шарфики, пояса со старинными узорами и даже кукольное украшение.
«Смысл моей педагогической философии, – говорит В. М. Ханина, – слово – это свет: свет истины, красоты, милосердия, знания, культуры, искусства. Учитель должен быть не узким ремесленником, а личностью разносторонней и интересной…»
В ходе мастер-класса, который последовал за «визитной карточкой», Вера Михайловна продемонстрировала, как с помощью моточка пряжи и ловких движений пальцев создать красивый узорный элемент будущего вязаного изделия.
Труд, возвышенный до творчества
Второй участник – учитель технологии Н. А. Козлова с 23-летним стажем работы – свое выступление начала поэтично, взяв за основу строчки стихотворения.
Наталья Анатольевна – человек необычный. Она многое может делать своими руками – шить, вязать, вышивать. Любит готовить, ухаживать за комнатными растениями, а также увлекается рыбалкой, ремонтом и дизайном квартиры.
– Мой педагогический принцип – любить то, что ты делаешь, и тогда труд возвышается до творчества, – так она написала в своем эссе.
Мастер-класс в ее исполнении был поистине незабываемым. Наталья Анатольевна создает украшения из синтетических тканей, лучшей заколки или броши для выхода в свет не сыскать! Изготовить такое чудо члены жюри согласились с радостью. Для этого им понадобилось совсем немного: материал, предварительно нарезанный на квадратики, ножницы и зажигалка, чтобы оплавить края изделия.
Наталья Анатольевна объяснила, как необходимо сложить ткань, чтобы получился красивый цветочный лепесток. Собрав у членов жюри полученные детали, она мастерски соединила их воедино, добавив предварительно заготовленных зеленых листочков. Получилось превосходно!
Рассказывают ученики
«Нам каждый год встречать и провожать,
И каждый день глядеть в ребячьи души,
Нам каждый час единство с ними ощущать,
И с каждым мигом становится лучше!»,
– так пишет в своем эссе преподаватель-организатор ОБЖ в школе № 4 И. В. Мусатов.
Визитная карточка Игоря Викторовича была краткой, но основательной, ведь о его работе рассказывали ученики, да ещё и в стихах.
Что касается мастер-класса, то в ходе этой части Игорь Викторович представил серию слайдов с рассказом о спортивных мероприятиях, в том числе и походах, в которые он отправляется со школьниками. Такая жизненная школа не только закаляет ребят и учит бороться с различными трудностями, вызванными нахождением вне цивилизации, но и приобретать навыки и умения обращаться с огнем, оказывать первую помощь, а также крепко дружить и помогать товарищу.
Патриотическое воспитание – не менее важный аспект в работе Игоря Викторовича. Фото выпускников школы, связавших свое будущее с армейской жизнью – яркое свидетельство успешной деятельности в данном направлении.
Ностальгия и юмор
Математика – царица наук. С этим утверждением никто не спорит, но все же почему-то именно этот предмет дается школьникам нелегко. А может, учителю всего-то и надо найти подход к ученикам, заставить их думать, что математика – не сухие и нудные цифры, заключенные в выражения, а нечто удивительное, способное открыть другой мир, в котором без логики никуда.
Учитель математики Пожилинской школы С. А. Жихарев к урокам подходит нетрадиционно. В его учебной программе присутствуют интересные развлекательные пятиминутки, в ходе которых дети осваивают арифметику и счет, развивают мышление и память.
Используя в своей работе метод составления диаграмм, Сергей Алексеевич ведет учет успеваемости каждого своего ученика, чтобы помочь ему подтянуть знания в том или ином материале.
В своей визитной карточке Сергей Алексеевич использовал много фотографий, на которых были изображены те, кто дал ему билет в достойную жизнь – учителя. Выступление С. А. Жихарева было проникнуто ностальгией школьных лет, но вместе с тем он с таким азартом и юмором рассказывал обо всем, что в зрительном зале воцарилась веселая атмосфера.
Самостоятельная работа – основа основ
Г. В. Степанова, учитель истории и обществознания средней школы № 5 – человек неординарный, увлеченный своим предметом до глубины души. Большое внимание она уделяет самостоятельной работе учащихся, ведь современный урок, по ее мнению, именно так и должен строиться.
Множество образцов интересных заданий для учащихся было представлено Галиной Владимировной в ходе выступления. Среди них – тесты на знание дат и персоналий истории, а также варианты сопоставления места и времени происходящих событий и многое другое.
Особое внимание в своей работе Галина Владимировна уделяет подготовке школьников к ЕГЭ, разбирая каждое задание с особой тщательностью, ведь от этого зависит будущее каждого ребенка, его поступление в высшие учебные заведения.
Кто победил?
Пока жюри подводило итоги, конкурсанты участвовали в блиц-опросе, рассказывая о том, какими качествами должен обладать учитель, чтобы заинтересовать ученика своим предметом.
По итогам конкурса пальма первенства оказалась у Н. А. Козловой. Второе место и приз профессиональных симпатий – торт – получил С. А. Жихарев. Замкнула тройку лидеров Г. В. Степанова.
Все конкурсанты получили подарки и грамоты, а зрители – массу положительных эмоций. Это мероприятие – ещё одно подтверждение тому, что учительство – достойный жизненный путь, ступить на который отваживаются немногие, но те, кто твердо стоит на нем, заслуживают почет и уважение!
Юлия Гаврилина
Фото Александра Мордовского
Источник "Заря"
|