alttext

На прошлой неделе во Дворце детского и юношеского творчества педагоги обсуждали федеральные государственные стандарты и их введение в учебные заведения района. Основной доклад сделала председатель комитета по образованию Л. Д. Пушкарева.

Она отметила, что главное требование к стандартам нового поколения – создание необходимых условий для достижения нового результата образования. Так, значительные финансовые средства были направлены на материально-техническое оснащение гимназии, средних школ №№ 9 и 11, ставших пилотными площадками образовательных стандартов.

С сентября 2011 года все школы города и района перешли к новым образовательным стандартам. Здесь также проводится работа по улучшению материально-технического оснащения. Но многое еще предстоит приобрести. Также безотлагательного решения требуют вопросы создания компьютерных классов для начальной школы.

В школах утверждён новый режим на первой ступени образования: трехразовое питание, дневной сон.

Основная масса детей, поступающих в начальную школу – шестилетки. Игра для них – основной вид деятельности. Но, как отметила Лидия Дмитриевна, в ряде школ нет оборудованных игровых и спортивных комнат и площадок, инвентаря, настольных игр. Прежде всего эти проблемы связаны с тем, что на сегодняшний день большинство школ района – сельские, и значительное их количество построено сто лет назад. Но сельские педагоги находят выход из ситуации: привозят детвору в учреждения культуры и спорта города.

Говоря о качестве образования, Лидия Дмитриевна отметила, что комплектование школьных библиотек современными учебно-методическими пособиями и учебниками осуществляется на должном уровне. Педагоги имеют необходимую литературу, а первоклассники, которые обучаются по новым стандартам, получили учебники бесплатно.

Особое внимание уделяется аттестации учителей начальных классов, для которых организуются курсы повышения квалификации. В Ефремовском районе более 60% педагогов имеют высшую и первую категории. Накопленным опытом при освоении новых стандартов педагоги «пилотных» классов делятся с другими преподавателями, публикуя свои рабочие материалы в методических вестниках информационно-методического центра, которые распространяются в школах в электронном виде. Более того, ефремовские учителя начальных классов неоднократно представляли результаты работ по проблемам введения стандартов на региональном уровне: выступали на межвузовских конференциях, «занковских» чтениях, областных круглых столах.

Огромную помощь педагогам оказывают и школьные сайты, которых в районе – 37. Они дают учителям дополнительную возможность донести необходимую и востребованную информацию по проблеме реализации стандартов до родителей.

Стандарты предъявляют требования и к информационно-образовательной среде. Так, дети должны иметь контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, уметь взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. С этим у ефремовских педагогов проблем нет: 86% учителей начальных классов владеют информационно-коммуникационными технологиями, хотя только 62% прошли курсовую подготовку. И здесь стоит отметить огромную роль самообразования учителя!

Ефремовские педагоги уже добились значительных успехов. По результатам сравнительного анализа школ по районам Тульской области, проведенного институтом повышения квалификации в феврале прошлого года, отмечено, что ефремовские «пилотные» школы – в числе лучших!

Говоря о готовности школ к новым стандартам, Лидия Дмитриевна отметила, что наиболее благоприятных результатов добились те учреждения, которые работают в составе «начальная школа – детский сад». Также оптимален и тот вариант, когда начальная школа работает в самостоятельном здании или в отдельной рекреации, где для первоклассников имеются спальные комнаты. Среди них – гимназия, средние школы №№ 3, 5, 9, 10, 11, 18.

Одним из новшеств при введении стандартов стало появление внеурочной деятельности в учебном плане и духовно-нравственное развитие учеников начальных классов. Как отметила Лидия Дмитриевна, в Ефремовском районе данная работа организована эффективно и качественно: на базе школ открыты объединения, кружки, организовано сотрудничество с ДДЮТ, спортивной школой № 2, МЦ «Октябрьский». В этом году в четвертых классах вводится новый курс основы религиозных культур и светской этики, в связи с чем все педагоги прошли курсы повышения квалификации.

О введении образовательного стандарта в Лобановской средней школе № 11 рассказала ее директор М. А. Стрельникова.

Все началось с разработки нормативно-правовой базы школы и материально-технического оснащения класса. Так, учебный кабинет был оборудован интерактивной доской и необходимой техникой; подготовлены спальня и игровые комнаты, спортивный зал с оборудованием и лыжной базой; стадион с площадками; музыкальный класс, актовый зал, библиотека; получен комплект учебников.

По словам Марины Анатольевны, педагоги школы столкнулись с некоторыми проблемами при реализации стандартов: с введением внеурочной деятельности каждый ученик пилотного класса посещал все кружки по всем направлениям. С одной стороны это развивает ребенка, но с другой – ведёт к перегрузке. И педагоги пришли к выводу, что внеурочная деятельность должна основываться на свободном выборе учащихся. К тому же школе необходимы квалифицированные педагоги дополнительного образования.

В целом, реализация новых стандартов, по словам докладчицы, в школе прошла успешно. Но есть и ряд нерешенных проблем: необходимы современная игровая площадка, постельные принадлежности, мебель. А также транспорт для подвоза учащихся на занятия в музыкальную, художественную, спортивную школы, кружки ДДЮТ, бассейн, расположенные в городе.

Опытом работы поделилась и учитель начальных классов СШ № 9 В. М. Кишканова. Валентина Михайловна отметила, что особую трудность вызвало оснащение спальных комнат для первоклассников. Получили 50 кроватей, столы и стулья, матрасы, но не было постельного белья. Помогли родители.

Следующий этап – оргтехника. Часть ее уже имелась в классе, но предстояло приобрести еще. Некоторую технику, например, видеокамеру, цифровой фотоаппарат, педагогу пришлось покупать на свои средства. Валентине Михайловне пришлось осваивать курсы компьютерной грамотности, организованные комитетом по образованию, чтобы быть наравне с современными «продвинутыми» учениками. В практике педагога есть и дистанционное обучение. А потому пришлось ей осваивать скайп и электронную почту.

Учитель отметила, что в современных условиях обучения остро возникла потребность в подключении классного компьютера к Интернету. А еще первоочередная задача школы, по словам В. М. Кишкановой, – приобретение мобильного компьютерного класса.

Особые слова благодарности педагог выразила коллективу ДДЮТ за организацию внеурочной деятельности детей.

Конечно, отметила В. М. Кишканова, ее дети еще очень далеки от того портрета выпускника начальной школы, который рисует министерство образования, но кое-что уже есть. Благодаря театрализованным постановкам и проектной работе многие научились общаться между собой, уважать мнение товарища. На уроках дети находят новые подходы к решению задач, помогают разобраться в ошибках, которые допустил одноклассник, советуют, как лучше прочитать стихотворение, на что обратить внимание в речи, чтобы тебя было приятно слушать.

Уже в 1 классе дети привлекаются к выполнению заданий на компьютере. Учатся набирать небольшие тексты. А также, по совету педагога, родители покупают детям развивающие игры, помогающие усваивать школьную программу. Вместе с мамами и папами дети готовят компьютерные презентации («Моя семья», «Животные в доме», «Первый поход» и т.д.). В «Литературное чтение» введена рубрика «Семейное чтение», которое, по словам В. М. Кишкановой, предполагает возрождение сбора всей семьи не у экрана телевизора, а за книгой.

В некоторых классах средней школы № 9 уже введены электронные дневники. Со следующего учебного года эта работа будет проводиться во всех классах, в том числе и в начальных.

В конце доклада Валентина Михайловна отметила, что в условиях новых стандартов на плечи учителя начальных классов ложится большая нагрузка. А заработная плата, увы, низкая. Поэтому и чувствуется дефицит учителей начальных классов.

О внеурочной деятельности школьников во Дворце детского и юношеского творчества, рассказала заместитель директора ДДЮТ Л. Э. Белкина.

Почти полторы тысячи школьников занимаются в более чем 100 различных объединениях.

У детей младшего школьного возраста большой популярностью пользуются объединения «Игрушка своими руками», «Английский язык», «Основы дизайна», «Мир твоей души»; «Бумажная страна», «Изонить», «Детский эстрадный вокал», «Фортепиано», «ОФП», «Карате Киокушинкай» и многие другие, которые функционируют также и на базах образовательных учреждений города и района.

Ребята активно принимают участие в конкурсах, выставках. Конечно, не все становятся призёрами, но стремятся к успеху и показывают неплохие результаты.

О психологической обстановке среди учеников начальных классов, обучающихся по новым стандартам, рассказала директор ППМС-центра «Доверие» Е. Н. Чернышова.

В этом учебном году в ряде школ специалисты Центра провели диагностику: изучали адаптацию детей к школе, их способности, развитие, мотивацию.

Елена Николаевна отметила, что большинство школьников способны регулировать свое поведение и деятельность. Дети способны принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия, оценивать правильность их выполнения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

Высокого уровня первоклассники добились за свои способности слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективных делах, разрешать конфликты.

Большинство первоклассников имеет адекватную самооценку, хотя есть дети (примерно поровну) – с завышенной и заниженной. Уровень школьной мотивации у детей психологи оценили высоко.

Скоро закончится учебный год, и психологам предстоит диагностика определения уровня психологической готовности к школе и сформированности универсальных учебных действий у ребенка.

В заключение Елена Николаевна отметила, что психологическое сопровождение школьников позволит повысить эффективность образовательного процесса, оценить правильность проделанной работы учителей, направленную на успешное развитие детей.

Марина АНДРЕЕВА
Фото Александра МОРДОВСКОГО